Основные виды заданий на аудирование
Listening for gist – обычно это задание для первого прослушивания. Оно предполагает понимание учениками аудио в общем. Как правило, в этом типе задания мы просим учеников услышать конкретную информацию, необходимую для понимания общего смысла. Ученикам не обязательно понимать каждое слово. Цель задания – проверка предсказаний учеников на счет содержания аудиофрагмента, а также выяснение каких-то общих моментов.
Например, учеников могут попросить прослушать текст и проверить, правы они были или нет, когда предположили, что аудио будет на определенную тему. Другой пример, когда ученики слушают текст о подростке, рассуждающем о проблеме в школе. И ученикам необходимо услышать только в общем, в чем проблема подростка. Остальная информация не важна. Сюда же можно отнести вопросы, которые вы задавали себе выше, например, сколько человек говорят и кто они, о чем они в общем говорят.
Listening for specific information (scanning) – обычно это задание для второго прослушивания, иногда бывает для первого. Целью данного вида задания является научить учеников слышать в аудио фактическую очень конкретную информацию (дату, имя, номер рейса, название места, количество чего-то и т.д.). Когда у учеников стоит такая цель, важно ознакомить их с заданием заранее и удостовериться в том, что они понимают, что им необходимо услышать. Для выполнения данного вида задания опять же не нужно понимать каждое слово в аудиофрагменте и обращать внимание на детали. Этот вид задания помогает ученикам научиться выбирать основное из аудио, фокусироваться на фактической информации.
Listening for details – обычно это последний этап работы с аудированием. Учащиеся слушают аудио более детально, выбирая из текста конкретную информацию. Отличие от предыдущего вида аудирования заключается в том, что в данном случае мы слушаем для понимания деталей на уровне предложений, а в предыдущем случае – на уровне понимания слов, цифр и т.д. Обычно это задания T/F, ответы на список вопросов.
При работе непосредственно с аудиозаписью важно давать студентам возможность ознакомиться с заданием заранее, разобрать все вопросы перед прослушиванием. Немаловажно, чтобы ученики понимали цель прослушивания текста. Если построить работу с аудиозаписью постепенно, слушая с разными целями, это облегчит ученикам задачу и поможет им перестать боятся аудирования.